В этом фильме есть саспенс... (один критик)
Саспенс этого фильма... (другой критик)
Погоня смотрится с неплохим саспенсом... (третий критик)
Это настоящий саспенс... (четвертый критик)
В жопу такие саспенсы... (Экслер)
Причем рецензии, как вы понимаете, бывают разные. Есть рецензии, которые пишут профессиональные кинокритики, и это за редкими исключениями читать практически невозможно, потому что такие авторы пока не употребят в одном предложении слова саспенс, брутальный, экзистенциальный, видеоряд, метафизическая трансформация сознания, метаболизм животного инстинкта, квадралогический пупотримазоид - не успокоятся, поэтому читать подобные произведения искусства несколько затруднительно
столь любимые киноведами термины: "постмодернизм, брутальность, экзистенциализм, сакральность, саспенс" и прочую шелуху, которая обычно призвана скрыть убогость или описываемого фильма, или самой рецензии.
Это был Экслер. Но не по поводу этого фильма. Просто смешно.
Можно начинать говорить красивыми фразами о том, на что замахнулся Гаспар Ноэ, какая там прекрасная режиссёрская работа, насколько оператор выпрыгнул из штанов, чтобы так гениально заснять всё происходящее, какая впечатляющая игра актёров и как сложно построены их взаимоотношения… Но я всего этого говорить не буду. Потому что в фильме этого нет.
Ещё
Акакий Назарыч Зирнбирнштейн говорил: «Умом надо выделяться, умом!» Создатели фильма умом выделиться не смогли, поэтому решили шокировать публику (и тем самым — выделиться) по-другому.
Сюжет фильма вкратце таков. Маркес (Венсан Кассель) и Александра (Моника Белуччи) просыпаются в прекрасном настроении у себя дома. Вечером им надо идти на пьянку. Они собираются, встречаются с Пьером (Альбер Дюпонтель) — бывшим любовником Александры, и едут на хату. Там Маркес упивается и нанюхивается, после чего начинает приставать к девкам. Пьер ведёт себя спокойно, рассудительно, и вообще он трезв до неприличия.
Александре всё это надоедает, и она хочет двигать одна из незнакомого района поздно вечером в более чем вызывающем одеянии. Маркес порывается её проводить, но она демонстративно уходит одна. Ну и дура, в общем, как узнаём мы потом.
В подземном переходе она напарывается на подонка по кличке Солитёр (Джо Престиа), который насилует её. Почему-то все пресс-релизы смакуют, что сцена насилия длится девять минут. Это, дескать, должно привлечь зрителей.
В конце концов Маркес и Пьер тоже решают срулить с пьянки и двинуть домой. Но вокруг дома стоит куча полицейских машин, «скорая помощь», и им не дают даже поймать такси. Откуда-то слышна фраза, что изнасиловали какую-то шлюху. Ну и хрен бы с ней, решают эти двое, как вдруг видят, что в машину «скорой» на носилках закатывают окровавленную Александру.
Маркес в шоке. Пьер тоже, потому что и у него в своё время с Александрой что-то было.
К ним подваливают два бандюгана и предлагают свою помощь в розыске подонка, чтобы ему можно было отомстить до того, как его найдёт полиция. Мужики соглашаются.
В результате они оказываются в гей-клубе, где, по оперативным данным местных проституток, и тусуется Солитёр.
Маркес находится в состоянии аффекта и крушит всё вокруг. Пьер пытается как-то его сдержать, но получается это у него, прямо скажем, неважно.
Кто-то указывает ему на двух мужиков, один из которых и есть Солитёр. Маркес пытается выяснить, кто же из них эта сволочь, но мужики не колются. В результате затеивается драка, в которой Маркес вырубается. Тот мужик решает наказать его своеобразным способом. Вы ведь помните, что действие происходит в гей-клубе?
На помощь приходит Пьер. Он хватает огнетушитель и забивает им мужика до смерти.
Хохма фильма в том, что, во-первых, мстит не Маркес, а прошлый любовник Александры, который более хладнокровен и, следовательно, вообще представляет, что происходит вокруг, а во-вторых, убивает он не Солитёра, а… его собеседника. Солитёр же стоит рядом и на всё это смотрит. Фильм начинается тем, что Маркеса увозят в бессознательном состоянии в больницу, а закованного в наручники Пьера — в полицию.
Почему, спросите, начинается, а не заканчивается? Потому что фильм идёт задом наперёд. Сначала конец сюжета, потом его начало. Это, видимо, тоже своеобразная хохма.
Это что касается сюжета. Теперь, собственно, впечталения.
Я не ханжа. Но фильм этот мне не понравился. Я слышал от посмотревших его, что он уж слишком какой-то жестокий, но делал скидку на то, что говорила это впечатлительная девушка. Оказалось, что и для прожжённого циника вроде меня он тоже неприятен и жесток.
Сцены жестокости, на которых, собственно, и построен фильм, даже для меня слишком натуралистичны. В них нет фантазии, потусторонней мистики и преувеличений. Всё слишком реально. До такой степени, что задумываешься, что всё это может произойти и в моём районе. В подземном переходе, по которому я возвращаюсь с автобусной остановки, в кабаке, в котором гуляют местные бандиты. И от этого становится мерзко, жутко и страшно. И передёргивает.
Что вы говорите? Фильм построен не на жестокости, а на любви? Чушь всё это, братья и сестры, именно на жестокости. Потому что только она в этой киношке может привлечь зрителей. Только из-за неё люди из кинотеатра выходят потрясённые. И ни из-за чего больше.
Хороший, светлый, добрый фильм сделать ох как непросто. Вот яркий европейский фильм — «Амели». Но он прекрасен. Он весёлый, симпатичный, добрый, смешной, умилительный, романтичный, нежный и хороший. «Необратимость» собрала в себя всю ненависть, желчь, гадость, низость, похоть, жестокость, зверство и насилие, которые на самом деле творятся рядом с вами. И этим они страшны. Тем, что они не выдуманы.
Не смотрите этот фильм. Он ужасен, отвратителен, мерзок, неприятен. Он неглубок. В нём нет тонких психологических отношений. В нём также нет экшена. И смеяться там не над чем. Вы потратите деньги, выйдете из кинотеатра в полном молчании, достанете сигарету, затянетесь и скажете: «Да, бля…» Потом сплюнете и добавите: «Гадость какая!»
Ссылки по теме:Обсуждение на «Афише»Рецензия на «Афише»Рецензия на InOut.ruInternational movie databaseAll movie guide